Глуховская территориальная администрация
Алексеевский городской округ

История

"Местное предание объясняет название по скрытому, "глухому" месту, занимаемому селом. Село обосновалось в лесу и было хорошо спрятано от татар. "Так пишет воронежский краевед В.А.Прохоров в книге "Надпись на карте "Он и другие знатоки прошлого считают, что возникла Глуховка в 17 столетии, в 1637 году. Первыми поселенцами были ссыльные провинившиеся крестьяне, поскольку дремучие и опасные места не привлекали добровольцев на житье.

Первые упоминания о Глуховке обнаружены в документе 1708 года, Воевода Усерда П. Вердеревскии сообщал полковнику "И.И.Тевяшову об уходе к "бунтовщику" Булавину крестьян Усердского уезда и об угоне ими лошадей .В донесении перечисляются имена жителей села Иловского и Глуховского и деревни Середней" Филиппа Лопатина, Парфена Рогатушкина , Леона Ушакова, Лариона Белевцева, Трофима Бочарова, Парфена Рощупкина, Потапа Опарина, Герасима Евдокимова - всего их было 31 человек. Примечательно, что в том же документе село называется Хлуховское. Без сомнения. Луховское и Хлуховское - это Глуховское.Ведь в Усердском Уезде в те время не было других сел с подобным названием, а искажено в написании по характерной для 18 столетия причине: донесение П.Вердеревского построено на рассказе очевидца из Усерда, который лучше знал устные названия, не­жели письменные, официальные.

К 1801 году село разрослось до 52 дворов, в которых проживало 243 мужчины и 225 женщин. Была и деревянная церковь во имя архангела Михаила. Об этом сообщает Г.Германов в статье "Постепенное распростра­нение однодворческого населения в воронежской губернии".

Дальнейший рост села до 152 дворов. в которых проживало/ 1859-года отметил справочник "Список населенных мест Воронежскои губернии", сообщив, что в Глуховском - 95 дворов, 388 мужчин и 384 женщины, имеют­ся православная церковь, почтовая станция и колодцы.

Местность между тем мало изменилась и к более позднему времени. В 1884 году о Глуховке рассказывалось: "Село это и ныне не видно из-за леса и только с северной стороны, единственно доступной к селу, виднеет­ся старинная деревянная церковь. Не смотря на свое высокое положение на высокой горе и отсутствие не только реки, но и пруда, в Глуховке пить­евой воды много и близка она к поверхности земли /аршина на два/, на вкус вода не приятна.

Тот же источник продолжает рассказ: "Близ Глуховки проходит большая столбовая дорога из Острогожска до Бирюча. По обе стороны этой дороги еще в царствование Екатерины 2 были посажены вербы, из которых уцелели только около Глуховки и под Бирючом, хотя по остаткам пней и одинокорастущим деревьям можно видеть, что эти вербы были рассажены по обеим сторонам большой дороги в виде аллеи."

По этой дороге перевозили почтовые грузы и пассажиров почтовая станция в Глуховке насчитывала 12 лошадей. Одновременно она являлась 2 трактом для передвижения войск, различных команд и арестованных. До 30-х годов 17 века главным методом борьбы русского государства с набегами крымских и нагайских татар было строительство отдельных городов-крепостей на юге с развернутой системой сторожевых постов и служб, и оповещения./Белгородской чертой/.

Река Тихая Сосна является естественной границей между лесом и степью. Татары вплавь переплывали реку Тихая Сосна, нападали на окраины Русского государства. Что бы прекратить нападение татар на Русь, дрему­чие леса заселялись по берегу реки. Наше село было основано в дремучем лесу. По преданию оно старее Иловки. Но население Иловки росло быстрее. чем население Глуховки, поэтому Иловка быстрее превращалась в белее крупное село всей округе, и поэтому на 10 километров окружавший ее лес был позднее объявлен Иловским заповедным лесом. В заповедном лесу по страхом смертной казни запрещалось делать в сторону реки не только дороги, но и стежки, ибо противоположное содействовало бы продвижению татар через лес. Поселение крестьян не могло в полной мере оказать за­щиту от нападения со стороны татар. поэтому, созданная Белгородская черта была с засеками в лесу, с валами и надолбами, со сторожевыми го-родами и крепостями.

Существует предание, что во время одного из набегов на Русь татар село глуховка было подвергнуто страшному нападению и разрушению. Все жители были либо убиты, либо взяты в плен. Уцелел один человек, спря­тавшийся в дупле груши, по фамилии Ожерельев. За охрану границ Русского государства жители сёл наделялись землей и пользовались, так называемым, четвертым правом. В одно время земля передавалась по наследству и переходила из рук в руки, от отца к сыну, от матери к дочери. Земля измерялась четями - единица измерения земли, меньше десятины. При та­ком наследии землей старались жениться в своём селе или брать невест из соседних сёл, земли которых близко подходили к селу, где жил жених, Это помогало сохранить язык, нравы и обычаи и говор жителей этих сел. Только незадолго перед революцией, особенно после, обычаи и говор стали значительно изменяться, но и сейчас среди стариков сохранились самобытные наряды, обряды и говор. В селах, возникших в дремучих лесах, никогда не существовало крепостное право, поэтому жители села глуховки не были крепостными, они числились, как государственные крестьяне.

В селе была построена церковь имени архангела Михаила. До самого последнего времени, праздник "Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных", а по народному "Михайлов день", празднуется ежегодно. В этот день в церквях служат молебен в честь Архистратига Михаила и его небесного воинства. Это празднование было установлено в 4 веке решением поместного Лоадикийского собора.

В 2008 году привезён сруб из Подмосковья и начато строительство 3 храма им. Архангела Михаила.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie